С++ для начинающих



         

Композиция объектов


Есть две формы композиции объектов:

  • композиция по значению, когда членом одного класса объявляется сам объект другого класса. Мы показывали это в исправленной реализации PeekbackStack;
  • композиция по ссылке, когда членом одного класса является указатель или ссылка на объект другого класса.
  • Композиция по значению обеспечивает автоматическое управление временем жизни объекта и семантику копирования. Кроме того, прямой доступ к объекту оказывается более эффективным. А в каких случаях следует предпочесть композицию по ссылке?

    Предположим, что мы решили с помощью композиции представить класс Endangered. Надо ли определить его объект непосредственно внутри ZooAnimal или сослаться на него с помощью указателя или ссылки? Сначала выясним, все ли объекты ZooAnimal обладают этой характеристикой, а если нет, то может ли она изменяться с течением времени (допустимо ли добавлять или удалять эту характеристику).

    Если ответ на первый вопрос положительный, то, как правило, лучше применить композицию по значению. (Как правило, но не всегда, поскольку с точки зрения эффективности включение больших объектов не оптимально, особенно когда они часто копируются. В таких случаях композиция по ссылке позволит обойтись без ненужных копирований, если применять при этом подсчет ссылок и технику, называемую копированием при записи. Увеличение эффективности, правда, достигается за счет усложнения управления объектом. Обсуждение этой техники не вошло в наш вводный курс; тем, кому это интересно, рекомендуем прочитать книгу [KOENIG97], главы 6 и 7.)

    Если же оказывается, что только некоторые объекты класса ZooAnimal обладают указанной характеристикой, то лучшим вариантом будет композиция по ссылке (скажем, в примере с зоопарком не имеет смысла включать в процветающие виды большой объект, описывающий виды вымирающие).

    Поскольку объекта Endangered может и не существовать, то представлять его надо указателем, а не ссылкой. (Предполагается, что нулевой указатель не адресует объект. Ссылка же всегда должна именовать определенный объект. В разделе 3.6 это различие объяснялось более подробно.)




    Содержание  Назад  Вперед