// pc1 не адресует никакого массива символов
char *pc1 = 0;
// pc2 адресует нулевой символ
const char *pc2 = "";
Для начинающего программиста использование строк встроенного типа чревато ошибками из-за слишком низкого уровня реализации и невозможности обойтись без адресной арифметики. Ниже мы покажем некоторые типичные погрешности, допускаемые новичками. Задача проста: вычислить длину строки. Первая версия неверна. Исправьте ее.
#include <iostream>
const char *st = "Цена бутылки вина\n";
int main() {
int len = 0;
while ( st++ ) ++len;
cout << len << ": " << st;
return 0;
}
В этой версии указатель st не разыменовывается. Следовательно, на равенство 0 проверяется не символ, на который указывает st, а сам указатель. Поскольку изначально этот указатель имел ненулевое значение (адрес строки), то он никогда не станет равным нулю, и цикл будет выполняться бесконечно.
Во второй версии программы эта погрешность устранена. Программа успешно заканчивается, однако полученный результат неправилен. Где мы не правы на этот раз?
#include <iostream>
const char *st = "Цена бутылки вина\n";
int main()
{
int len = 0;
while ( *st++ ) ++len;
cout << len << ": " << st << endl;
return 0;
}
Ошибка состоит в том, что после завершения цикла указатель st адресует не исходный символьный литерал, а символ, расположенный в памяти после завершающего нуля этого литерала. В этом месте может находиться что угодно, и выводом программы будет случайная последовательность символов.
Можно попробовать исправить эту ошибку:
st = st – len;
cout << len << ": " << st;
Теперь наша программа выдает что-то осмысленное, но не до конца. Ответ выглядит так:
18: ена бутылки вина
Мы забыли учесть, что заключительный нулевой символ не был включен в подсчитанную длину. st должен быть смещен на длину строки плюс 1. Вот, наконец, правильный оператор:
st = st – len - 1;
а вот и и правильный результат:
18: Цена бутылки вина
Однако нельзя сказать, что наша программа выглядит элегантно. Оператор
st = st – len - 1;
добавлен для того, чтобы исправить ошибку, допущенную на раннем этапе проектирования программы, – непосредственное увеличение указателя st. Этот оператор не вписывается в логику программы, и код теперь трудно понять. Исправления такого рода часто называют заплатками – нечто, призванное заткнуть дыру в существующей программе. Гораздо лучшим решением было бы пересмотреть логику. Одним из вариантов в нашем случае может быть определение второго указателя, инициализированного значением st:
const char *p = st;
Теперь p можно использовать в цикле вычисления длины, оставив значение st неизменным:
while ( *p++ )